Впервые Шамбала – мистическая точка в Тибете или его предместьях – появилась в древнем документе XI в. «Калачакра». Согласно представленным в нем сведениям, именно Шамбала и будет последним оплотом истинной Драхмы в противостоянии с варварской ордой млеччха. В этот момент главой Шамбалы станет Калка раджа, который есть десятое воплощение Вишну.

Еще одна версия относительно предназначение Шамбалы такова: она выступает хранилищем всего человеческого генофонда. Некоторые мудрецы полагали, что Шамбалой называется особое состояние единения души человека и Бога, то есть найти Шамбалу означало обрести просветление. В традициях теософии Шамбала – обитель великих Гуру, координирующих эволюцию человечества. Так как она просто недоступна взгляду непросвещенных, многие не верят в существование Шамбалы, однако это не так. Шамбала подробно описана в трудах Елены и Николая Рерих. В российском старообрядчестве есть определение «Беловодье», которое всеми своими характеристиками сходна с обликом Шамбалы.

Шамбалу представляют как центр миростроения, а ее сердцевину – как источник либо кристаллическую субстанцию, генерирующую животворящую энергию всем существам и сущностям Земли. Впервые Шамбала и ее столица Калапа были упомянуты в индийских священных писаниях (Махабхарате и Пуранах). В Европу сказания о спрятанном в Гималаях рае на Земле пришли в XVI в.: их распространили миссионеры Й. Каброль и Э. Каселла, пытавшиеся популяризировать христианскую веру в Бутане.

В сознании людей западной культуры Шамбала отождествляется с Тибетом; многие верят в то, что именно тибетцы знают все об этом месте и поддерживают с ним духовную связь. Такая версия отчасти правда: сами жители Страны Снегов уверяют, что заимствовали у Шамбалы некоторые каноны астрологии, азы медицины, живописи, архитектуры, музыкы, систему календарного летоисчисления.

Шамбалу можно назвать тибетской мечтой о Земле обетованной, аналогичной, например, утопическим представлениям европейцев об идеальном государстве и Царстве Вечном. И сегодня люди продолжают молиться и верить, что окажутся в Шамбале. Да, материки изучены вдоль и поперек, но если Шамбалы там нет, это не доказывает ее отсутствие. Однако и надеяться найти этот волшебный край самостоятельно, вооружившись картами, компасом и заручившись поддержкой опытного горного проводника, не стоит.

Но все-таки Шамбала существует, о чем дружно говорят все тибетские ламы, полагающие, кстати, что вся человеческая реальность – не более, чем миф. А. Кентерберийский так отвечал атеистам: если Бога нет, то человек не может знать ни понятия «Бог», ни смысл этого слова. Между тем, каждый из нас знаком с данным определением, значит, Всевышний существует. То же самое можно сказать и о Шамбале: слово упомянуто во множестве древних текстов, есть целые теории, как найти страну, и это не абстрактные фразы, наоборот, приводится множество мелких подробностей и указаний – то есть Шамбала есть на Земле, и увидеть ее способен лишь тот, у кого спадет с глаз пелена иллюзий.

Первый тибетский путеводитель по Шамбале датирован XIII в. Его автором является странствующий монах Манлунгпа. Точкой отправления в путь к Шамбале он указал свой дом – именно оттуда надлежит двигаться в направлении Ладакху, затем в страну Хор, после чего повернуть на Монголию, и примерно через год или два путешественник достигнет цели – Шамбалы. Жившие позже исследователи опровергли эту теорию, аргументируя тем, что путь в Шамбалу должен быть не внешним, а внутренним – духовным.

Самым популярным трудом, поддерживающим эту идею, стал трактат «Путь в Шамбалу», созданный в 1775 г. буддистским религиозным подвижником III Панчен Лама Тибета Лобсанг Палден Еше. Он появился на свет в 1737 г. и уже в 4 года стал тулку – воплощением Панчен Ламы и Будды Амитабхи. Полное название его сочинения – «История Арьядеши и Путь в Шамбалу, святую землю». Арьядешей называли Индию, и этот край автор описал с множеством исторических деталей и подробностей. «Путь в Шамбалу» представляет собой диаметрально противоположное творение, составленное как садхана. Так называют свод правил тантрической медитации, которые содержат рекомендации, как надлежит поступать с физическим и тонким телом, какие мантры и как часто надлежит повторять, какую мандалу и божество созерцать, дабы трансформировать свою сущность. В переводе с санскрита садха – выполнение, завершение. На тибетском языке садхана звучит как «сгруб таб» – то есть средство достижения совершенства, пробуждения, просветления. Тех, кто готов искать Шамбалу, именуют садхака. Его в произведении описывают как путника, которым движет исключительно цель и желание праведного служения всему сущему и страдающему на планете. Садхака лишен чувства жадности, любопытства, высокомерия, авантюризма. Согласно тибетским легендам, в завершении эпохи упадка и отчаяния (Кали-юги), Шамбала станет единственным уголком на Земле, где сохранится готовая спасти человечество религиозная концепция. Указывающие на конец света приметы были предсказаны еще в Золотом веке. Лобсанг Палден Еше говорит об этом так: «В будущем мышление всех рождающихся на Земле людей станет все более болезненным и искаженным, а доктрина сына королевы Майи (Будды Шакьямуни) — все более очерненной, опороченной. Обнаружится все больше людей, предлагающих на разных языках неверные выходы. В те времена не будет никаких настоящих духовных или трансцендентальных достижений — сиддхи.

Чувствуя, что у них больше нет духовных сил, люди постоянно будут вести борьбу между собой. Совершенство станет для них недостижимо, почему жители Земли будут распространять вокруг себя одно лишь страдание. Высший смысл, которого все еще будут жаждать единицы и по которому они будут тосковать, сделается недостижимым. Люди будут становиться все грязнее, все более замаранными, из-за чего от них попрячутся даже духи, не говоря уже о богах!..»

Когда наступит такое время, только самые смелые и отважные придут в Шамбалу – для того, чтобы обрести мудрость и поделиться ей с другими. Лобсанг Палден Еше утверждал, что путешественник обязательно должен владеть практикой созерцания и медитации, а глупым, не набравшимся жизненного опыта, не готовым к духовному росту и развитию, не стоит и начинать путь к Шамбале. Тем же, кто созрел для него, нужно дождаться знака, который обычно приходит во сне. Пускаться в дорогу без дозволения – значит навлечь на себя множество опасностей и искушений от демонов и злых духов, не позволяющих человеку достичь цели. По пути в Шамбалу странника то и дело будут испытывать различными неприятностями и провокациями. Но тому, кто твердо решил достичь Обетованной земли, нельзя ни восхищаться, ни унывать, ни падать духом, ни пугаться. Путник должен свято помнить главнейшее буддистское изречение – Пустота не может ранить Пустоту, и созерцать в движении на пути к цели Пустоту. Тем, кто доверится личному внутреннему ресурсу силы, отстранившись от пустых надежд и ожиданий, призрачных иллюзий на свой счет, мнимых очарований другими, помогут дакини – воплощения величайшей истины в женском обличье, ожидающие идущего к Шамбале.

Чем ближе будет заветная цель, тем незначительней станут преграды, тем легче человеку будет сопротивляться посредством обретенной мудрости злой силе духов и сущностей. Как только странник ощутит в себе колоссальный внутренний ресурс, он увидит перед собой покрытые снежной шапкой горы, похожие на лепестки огромного белого лотоса – это и есть врата в царство Шамбалы.

Эдвин Бернбаум, который посвятил Шамбале свои произведения (цикл «В поисках Шамбалы»: «На вершине», «Семь дней в Гималаях», «Рукопожатие на расстоянии»), полагает, что описанное Лобсанг Палден Еше путешествие сходно с процессом рождения – Маргой (буквально переводится как Путь). Темы духовных странствий, скитаний и поисков присутствуют почти во всех мировых религиозных учениях. Например, одной из самых известных христианских притч является история о блудном сыне; многие православные святые отправлялись в странствия по Руси – в поисках смысла, правды и Бога. Трудности, которые приходится преодолевать человеку в великом Пути, всегда ведут за собой новые возможности, свободу и обретение иного смысла жизни, неведомого до сих пор. Что бы человек ни искал – Святой Грааль, Царствие Небесное или секрет Вечной Мудрости, Шамбалу – это всегда обращение внутрь своей личности, к сокрытой суетой бытия собственной сути.

Практически во всех манускриптах указывается, что Шамбала сходна очертаниями с восьмилепестковым лотосом – именно так изображена она на священных полотнах, мандалах. По описаниям в тантристких сочинениях сердечную чакру символизирует тот же цветок лотоса из восьми лепестков. Это говорит о том, что именно в человеческом сердце, в бездонном колодце его души и таится главная суть, конечная цель духовного пути каждого – просветленное сознание, обретаемое каждым в момент кончины, единения с Вечностью. Как сказал Самдонг Ринпоче, нашедшему внутри себя этот уголок гармонии и блаженства, открывается и реальная Шамбала – здесь и сейчас.

5

Автор публикации

не в сети 3 часа

Версия Жизни

4
Комментарии: 0Публикации: 128Регистрация: 06-07-2020