В число основных китайских мировоззренческих концепций, наряду с конфуцианством и буддизмом, входит даосизм. Становление этого идеологического учения и его оформление в единую стройную концепцию пришлось на первые века нашей эры. Даосизм оказал колоссальное влияние на формирование национальной китайской культуры; благодаря ему до наших дней сохранились уникальные сведения об ушедшей эпохе.

Сегодня ведутся активные исследования данного течения, результаты которых позволяют пролить свет на неизвестные ранее материалы даосизма, его трактаты. Наибольших успехов в этой области добились Цин Си-тая, Е.А. Торчинов, Кубо Норитада, Кимура Эйити, В.В. Малявин, Кобаяси Масаёси, Фукуй Фумимаса, Ли Ян-чжэн, М. Стрикмэн, Сакай Тадао. И, тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что даосизм по-прежнему хранит в себе множество загадок и тайн, так как область исследования поистине огромна: отдельные части религиозного течения еще совершенно неизвестны современной науке и даже не выделены в отдельные пласты. Большинство сочинений, которые входят в так называемое даосское книжное собрание (Даосский канон), исследователям только предстоит изучить.

Даосские каноны широко распространены в народной китайской культуре, однако это вовсе не означает, что течение «опростилось», утратило ценность с точки зрения научного знания. Многие ученые приходят к выводу, что даосизм – одно из наиболее точных отражений китайской ментальности, и в этом его главное отличие от других основополагающих философских течений. Конфуцианство в основном сосредоточено на анализе политических проблем и моральных догматов, социальных ролей и поведения в обществе, поэтому оно было более близким для представителей класса чиновников, буржуазии. Другие же слои китайского общества – крестьяне, ремесленники, торговцы – находились под огромным влиянием даосизма, и именно это течение впитало в себя особенности их духовного бытия. Данный факт был замечен исследователями еще в 20-х гг. XX в., и именно он стал обоснованием для дальнейшего развития движения по изучению даосизма: открывая все новые и новые пласты этого религиозного течения, современный человек сможет прийти к пониманию китайской культуры и истории. Такие знания имеют значение не только для научного сообщества, но и для всех современных людей – качественный диалог между народами выстраивается на обоюдном уважении к традициям предков, знании и понимании культуры друг друга. Таким образом, анализ текстов даосских источников остается весьма актуальной – и очень сложной – задачей.

Почему даосизм сегодня называют идеологическим учением? У подобной точки зрения есть несколько весовых аргументов:

  • даосизм – это метод социального познания, который предполагает присутствие определенной системы ценностно-смысловых представлений, в полной мере выражающих отношение человека к миру, окружающим, социальной и культурной среде;
  • догмы философского течения в полной мере отражают метафизические, политические, этические вопросы, волновавшие обычных китайцев;
  • даосизм – национальная китайская религия.

Взгляды ученых на определение, происхождение, этапы развития даосизма различны, и споры по перечисленным вопросам в научном сообществе не утихают до сих пор. Корень разногласий – широкое смысловое поле термина «даосизм», расхождение определений этого явления представителями разных научных школ. То, что европейцы подразумевают под данным понятием, для китайцев – совокупность различных духовных традиций, каждая из которых в тот или иной период получала не одно определение.

В современном Китае даосизм произносится как «дао цзяо», что переводится как «Учение о Дао-Пути». Если обратиться к более ранним письменным источникам, датируемым примерно V-III в. до н.э. – «Учение о Дао-Пути совершенномудрых». Так или иначе, но дословный перевод не дает нам понимания сущности этого религиозного феномена. Термином «дао» в Китае именовали весьма широкий класс различных культурных явлений, а собственно категория «дао» в той или иной степени рассматривалась практически во всех школах Китая, занимающихся изучением философских, политических, этических, религиозных проблем, и каждую из представленных доктрин можно назвать «учением о Дао-пути». В данном контексте интересным представляется рассмотреть не собственно схожую сущность учений данных школ, а те акценты, с точки зрения которых их представители рассматривали вопросы бытия, вкладывая, таким образом, в общее понятие «дао» свой собственный индивидуализированный смысл. Так, в сочинении “Мо-цзы”2, и в сочинении буддиста Моу-жуна “Ли хо лунь” (“Рассуждение, разрешающее сомнение”)3, “дао цзяо” явно указывает на учение Конфуция. В отрывках о царстве У (“У шу”) из “Истории Троецарствия”, (Сань го чжи) данное понятие уже обозначает поучения царей. Приставка «дао» получила широкое распространение в буддизме, и ярчайшим тому подтверждением служат тексты раннего периода, объединенные антологию “Гуан хун мин цзи” Дао-сюанем. Там очень часто упоминается “дао жэнь”, “человек, [следующий] Дао-Пути” (это буддистские монахи).

В качестве именования религиозного течения – даосизма – дао цзяо стали использовать не так давно (примерно с V в. н.э.). Доказательством тому служит труд о даосизме и буддизме (Ши Лао чжи) из “Истории Вэй” (Вэй шу), трактат «Рассуждение о китайцах и варварах”Гу Хуаня, написанный примерно в 467 г. Данный текст интересен тем, что именно там произведен первый опыт сравнительного анализа даосизма, конфуцианства и буддизма. Таким образом, очевидно, что в самом начале своего пути даосское движении не имело как такового идентификационного наименования, и сам термин дао цзяо как его обозначение появился существенно позже.

Самые первые религиозные движения, которые можно определить как даосские, зафиксированы в V-III в. до н.э. При этом изначально они не осознали себя как идентичные или родственные – на это указывают их различные названия. Самой популярной стала «Школа Дао» – ее представители стали первыми носителями ранней даосской философии и авторами масштабнейших памятников культуры Древнего Китая – “Даодэцзин” и “Чжуан-цзы”. Название этой религиозной группировки и переводится на европейский язык как даосизм. Данный термин стал активно использоваться в официальных библиографиях как наименование философских текстов Лао-цзы, Чжуан-цзы и аналогичных трудов. Но нельзя забывать, что в китайской культуре есть и другие духовные явления, которые также определяли как «даосизм».

Основная проблема сокрыта в следующем: к сожалению, европейские ученые привыкли обозначать термином «даосизм» колоссальное количество философских течений и учений, которые в исходном – китайском – варианте, хотя и имеют общую составляющую, но, тем не менее, представляют из себя несколько разные понятия, отличающиеся друг от друга не только по некоторым характеристикам, но и происхождению. По словам М. Стрикмэна, термин «даосизм» используют для определения диаметрально противоположных явлений – от культа “чистых речений”, известной формы досуга в среде аристократической элиты, до крестьянских восстаний, разворачивающихся словно эпидемии в убогой сельской провинции”. То есть фактически даосизм – это порождение западной науки, использующей данное определение для идентификации и обозначения достаточно обширного пласта явлений, принадлежащих как к религиозной составляющей даосизма, так и не имеющих никакого отношения к ее традиционным канонам. Так, исследователи считают ветвью даосизма и предшествующие ему учения, в их числе:

  • Школа натурфилософов (инь янь цзы) – ее последователи являются авторами первых теорий, отражающих представление о гомоморфности микро и макрокосма, о целостности мироздания, в котором человек и вселенная предстают гранями единого “тела мира”; получили известность с периода VIII-III вв. до н.э.;
  • Школа Дао – философская система Лао-цзы и Чжуан-цзы, относящаяся к ранней даосской традиции (ее появление датируется IV-III вв. до н.э.);
  • Школа внутренних покоев (фан-чжун цзя) – данная теория представляет собой оккультные практики психофизического направления; основная цель которых – гармонизировать состояние души и тела с вселенной, чтобы достичь здоровья и долголетия. Стала известна в период III-I вв. до н.э., позднее пополнила культовые практики религиозных направлений даосизма;
  • Учение святых и бессмертных (шэнь сянь цзя) – в эту группу входят древние практики отшельничества и бессмертия (примерно V-III вв. до н. э.), опыт и принципы которых в дальнейшем легли в основу религии даосизма;
  • Учение Хуан-ди – Лао-цзы – приобрело популярность в период III в. до н.э. – III в. н. э. – эта теория соединила в себе систему представлений о социальном устройстве государства и духовные магические практики, в том числе процесс обожествления личности Лао-цзы, появление его официального культа, развитие философской классической теории «Школы Дао» с политической составляющей.